Инструкция по работе с готовыми 3D-моделями


Инструкция по работе с готовыми 3D-моделями



1. Скачивание и установка GeoGebra [↑наверх]

Чтобы иметь возможность просматривать и редактировать 3D-модели, необходимо скачать и установить программу GeoGebra с официального сайта. Программа является свободно распространяемой для некоммерческого использования, поэтому ее установка совершенно бесплатна.

Для установки необходимо выполнить следующие действия:

  1. Зайти на страницу http://geogebra.org/downloads.
  2. В разделе "GeoGebra для персональных компьютеров" выбрать пункт "Windows" (после чего загрузка начнётся автоматически).
  3. После завершения загрузки запустить установочный файл.
  4. Следовать стандартным инструкциям по установке программы.

Если Вы всё сделали правильно, то программа успешно установится на Ваш компьютер.

Файлы 3D-моделей, созданные с помощью программы GeoGebra, имеют расширение ggb. После установки программы Вы сможете открывать эти файлы двойным щелчком мыши.

2. Скачивание готовых моделей [↑наверх]

Для загрузки моделей с нашего сайта зайдите на страницу готовых моделей и выберите интересующую Вас категорию (учебник Атанасяна в 3D-формате или стереометрия в ЕГЭ по математике). Затем выберите нужную модель, нажмите кнопку "Скачать" и следуйте инструкциям.

После скачивания архива просто дважды щелкните по файлу с расширением ggb. Если на Вашем компьютере установлена программа GeoGebra, то откроется трехмерный чертеж к выбранной Вами задаче.

3. Просмотр моделей под разными углами зрения [↑наверх]

Полезный совет. Прежде, чем приступать к работе с моделью, сделайте на всякий случай копию файла, и работайте с этой копией. Тогда, если вдруг у вас что-то случайно удалится или испортится, Вам не придётся повторно скачивать модель из Интернета - Вы всегда сможете вернуться к сохраненному оригиналу.

3.1. Панель режима просмотра [↑наверх]

Для того, чтобы просматривать модель под разными углами зрения, можно пользоваться кнопками панели режима просмотра (см. рис.):

Модель Сечение пирамиды
Рис. 3.1. Панель режима просмотра

Назначение самых важных кнопок этой панели описано в таблице ниже.

Кнопка
Название и назначение
axis
Оси
Отображает или скрывает оси координат OX, OY, OZ.
Этой кнопкой Вы практически не будете пользоваться, если не разрабатываете своих моделей.
grid
Сетка
Отображает или скрывает координатную сетку плоскости XOY.
Этой кнопкой Вы практически не будете пользоваться, если не разрабатываете своих моделей.
plane
Плоскость
Отображает или скрывает плоскость XOY
Этой кнопкой Вы практически не будете пользоваться, если не разрабатываете своих моделей.
home
Назад к виду по умолчанию
Если вся модель была сдвинута с помощью клавиши Shift, или же был изменен масштаб (см. ниже), то возвращает ее в исходное положение
Часто используемая кнопка
rotate
Начать или прекратить вращать вид
При нажатии кнопки модель начинает автоматически вращаться относительно оси OZ. В выпадающем списке этой кнопки можно выбрать скорость и направление вращения (по часовой или против часовой стрелки).
В режиме вращения модель можно хорошо рассмотреть со всех сторон, поэтому эта кнопка - наиболее часто используемая.
view_direction Направление вида (View Dierction)
В выпадающем списке этой кнопки находятся четыре подпункта:
direction_variants
1) вид - проекция модели на XOY
2) вид - проекция модели на XOZ
3) вид - проекция модели на YOZ
4) возврат к виду по умолчанию (Rotate back to default view).
Последнюю четвертую кнопку следует нажимать в тех случаях, когда требуется просто вернуть модели исходный вид по умолчанию.

3.2. Изменение масштаба [↑наверх]

Для изменения масштаба используются следующие комбинации клавиш:

Ctrl
+
+
- увеличение масштаба;

Ctrl
+
- уменьшение масштаба.

Чтобы вернуться к исходному масштабу, нужно нажать кнопку "Назад к виду по умолчанию" панели режима просмотра (см. таблицу выше).

3.3. Изменение угла зрения с помощью мыши [↑наверх]

Чтобы повернуть модель с помощью мыши, нужно:

  • установить курсор на свободное место пространства рабочей области (но не на саму модель);
  • удерживая левую кнопку мыши, протащить курсор в нужном направлении.

При этом, если Вы тащите курсор мыши влево или вправо, то вид на модель будет поворачиваться вокруг оси OZ. Если мышь двигается вверх или вниз, то это будет означать наклон плоскости XOY в соответствующем направлении.

Чтобы вернуться к исходному углу зрения, нужно выбрать в Панели режима просмотра кнопку Направление вида (View Direction), затем пункт Возврат к виду по умолчанию (Rotate back to default view) - см. таблицу выше.

3.4. Сдвиг вида на модель с помощью мыши (комбинации Shift + мышь) [↑наверх]

Чтобы сдвинуть вид на модель с помощью мыши, нужно:

  • установить курсор на свободное место пространства рабочей области (но не на саму модель);
  • удерживая левую кнопку мыши и клавишу Shift, протащить курсор в нужном направлении.

Вид будет сдвигаться либо горизонтально (параллельно плоскости XOY), либо вертикально (перпендикулярно плоскости XOY). Переключение между вертикальным и горизонтальным режимами осуществляется щелчком мыши по свободному месту рабочего пространства при зажатой клавише Shift. Когда сдвиг находится в соответствующем режиме, курсор приобретает следующие виды:

up-down
left-right
Вертикальный режим сдвига
Горизонтальный режим сдвига

Чтобы после сдвига вернуть вид в исходное положение, необходимо на Панели режимов просмотра нажать кнопку Назад к виду по умолчанию (см. таблицу выше).

4. Изменение положения точек [↑наверх]

Полезный совет. Прежде, чем приступать к работе с моделью, сделайте на всякий случай копию файла, и работайте с этой копией. Тогда, если вдруг у вас что-то случайно удалится или испортится, Вам не придётся повторно скачивать модель из Интернета - Вы всегда сможете вернуться к сохраненному оригиналу.

Очень часто бывает необходимо видоизменить модель (например, увеличить высоту пирамиды или провести секущую плоскость немного под другим углом). Для внесения таких правок необходимо изменить положение тех точек, от позиции которых зависят прочие параметры чертежа. Например, для увеличения высоты пирамиды нужно просто сдвинуть вверх её вершину.

Чтобы изменить положение точки, нужно просто протащить её в нужном направлении с помощью мыши. При этом:

  • перетаскивание может работать в двух режимах: горизонтальном и вертикальном (см. рис);
  • по умолчанию включен горизонтальный режим;
  • переключение осуществляется щелчком мыши по точке.
Вертикальный режим сдвига (меняется только координата Z)
Горизонтальный режим сдвига (меняются координаты Х и Y)

Некоторые точки могут не сдвигаться потому, что являются зависимыми (их положение зависит от позиции других точек). Кроме того, если точка построена как принадлежащая определенному объекту (окружности, отрезку, грани многогранника и т.д.), ее невозможно будет простым перетаскиванием отделить от родительского объекта.

5. Создание выносных рисунков [↑наверх]

Часто при решении стереометрических задач возникает необходимость увидеть "плоскостное" изображение определенной грани многогранника, сечения или другого двумерного объекта. В программе GeoGebra такая возможность реализуется одним щелчком мыши.

Например, на рисунке ниже, чтобы просмотреть основание пирамиды вместе с описанной окружностью и прочими объектами, находящимися на горизонтальной плоскости g, достаточно просто щёлкнуть по этой плоскости правой кнопкой мыши и выбрать команду "Создать 2D вид на g":


Рис. 5.1. Построение 2D-вида на плоскость

Созданный вид будет отображаться вместе с исходным рисунком:


Рис. 5.2. Построенный 2D-вид

Все изменения, которые будут происходить с исходным трехмерным чертежом, будут сразу же отражаться и на выносном рисунке.

Команда "Создать 2D-вид на ..." присутствует в контекстном меню любых плоскостей и многоугольников (в том числе граней многогранников и их сечений).

6. Просмотр шагов построения модели [↑наверх]

Иногда бывает полезно не просто рассмотреть саму модель с разных сторон, но и увидеть процесс построения трехмерного чертежа (особенно если речь идёт о построении сечений). В этом случае поможет панель "Шаги построения", находящаяся в самом низу чертежа:


Рис. 6.1. Шаги построения модели

Назначение четырех кнопок этой панели интуитивно понятно:

  • в начало процесса построения;
  • на шаг назад;
  • на шаг вперед;
  • в конец процесса построения.

Надпись "17/17" на рисунке выше означает, что модель была построена за 17 шагов, и сейчас показан результат 17-го, последнего шага, т.е. конечный чертеж. Отматывая процесс назад с помощью кнопок, можно просмотреть все этапы построения этого рисунка.

Замечание 1. Если вы отмотаете назад процесс построения, а затем сохраните модель командой Файл - Сохранить или Файл - Сохранить как, то при следующем открытии процесс построения будет стоять на том шаге, на котором вы его сохранили. Следующие шаги при этом не будут утеряны, их можно будет просматривать, прокручивая процесс вперед.

Замечание 2. Если чертеж содержит выносные рисунки (2D-виды), они могут быть утеряны, если сохранить модель не на последнем шаге построения. Их придется строить заново (см. п.5 данной инструкции).

7. Изменение размеров шрифта [↑наверх]

Для того, чтобы сделать надписи на модели (например, обозначения точек) крупнее или мельче, можно использовать команду Настройки - Размер шрифта.


© Максим Семенихин, 2016. Копирование материалов на другие сайты запрещено. Коммерческое использование запрещено.